Классная детская мебель. Напрямую от производителя. Срок службы 10 лет. Продукт сертифицирован. Доставка по РФ и СНГ

Заказать звонок

Развивающие игры по методике Монтессори

29 Июля 2021

Система обучения и воспитания итальянского педагога, психолога и врача Марии Монтессори имеет своих сторонников по всему миру.

Знаменитая женщина помогала социализироваться малышам с интеллектуальными отклонениями. Это происходило с помощью специальных упражнений и игровой практики. Позже новую методику педагоги и родители стали использовать и для обычных детей. Ее основа – вектор на самостоятельность, концентрацию внимания, координацию и упорядоченность движений, выделение приоритетов и развитие чувства самоуважения.

Подробнее про методику Монтессори - вы можете узнать из этой статьи

Основные направления развития ребенка в системе Монтессори

Игры Монтессори направлены на широкое использование всех составляющих жизнедеятельности детей.

Наиболее важные из них:

  1. Практика. Знания, опыт, навыки, умения приобретаются только в процессе настойчивого практического обучения.
  2. Чувственное восприятие. Окружающий мир познается через органы чувств. Их необходимо развивать.
  3. Умственные упражнения. Математика – первооснова для всех остальных наук.
  4. Общение, язык, вербальные контакты. Социализация начинается именно с них.
  5. Космос. Способности детей должны «работать» на приобретение будущих профессий.

Примечание. К последнему пункту программы относятся занятия по таких прикладным наукам как физика, химия, биология. Широко используются игры и с целью освоения навыков по рисованию, музыке и языкам. Пособия родители могут изготовить самостоятельно.

Игры Монтессори своими руками для детей

Главная задача – научить малышей справляться с любыми проблемами собственными силами.

Игра на развитие мелкой моторики с помощью игры «Золушка»

Занятие направлено на усовершенствование мелкой моторики.

Игра развивает глазомер, помогает самостоятельно решать жизненные задачи за счет концентрации внимания, развития речи, координации движений, упорядоченности действий и сортированию признаков.

Прикладной материал: подносы, миски, крупы, кухонные, столовые приборы, палочки для еды.

Сюжетная основа «Золушки»:

  • Миски ребенок выкладывает по краям подноса.
  • Высыпает на его середину семена фасоли, гороха, бобов.
  • Последовательно сортирует семена по отдельным мискам.

Наставник показывает – как необходимо проделать работу.

Спрашивает малышей – знают ли они названия семян?

В чем их схожесть и различия по цвету, форме и ощущению?

Помощь должна быть минимальной. Сортировку каждый ребенок заканчивает самостоятельно. Награда в конце игры – похвала или символический подарок. После этого семена можно сварить. Пусть дети их попробуют и определят их вкусовые качества. Завершение занятия – уборка мусора, протирание подноса и стола влажной тряпкой, распределение по местам инструментов. Все эти действия малыши производят без помощи со стороны взрослых.

Различные варианты игры Монтессори для детей:

  1. Сортировка семян на ощупь.
  2. Игра с мелкими видами круп – гречкой, рисом, манкой.
  3. Использование пяти-шести видов различных круп.
  4. Сортировка семян с помощью пинцета или восточных палочек.

Примечание. Играть в «Золушку» может как один ребенок, так и группа малышей.

Обучающая игра «Шнуровка»

Игра развивает мелкую моторику, глазомер, учит навыку работать самостоятельно, помогает концентрации внимания и координации движений, настраивает на определенный порядок действий, дает представление о шитье с помощью иглы.

Используемые материалы – шнурки разного цвета, фигурки из картона.

Сюжетная канва:

  1. С помощью шнурка и картонной заготовки-образца ребенку необходимо зашнуровать второй «ботинок».
  2. Начало игры – наставник показывает, как шнурки проходят через отверстия. Ребенок должен освоить правило очередности продевания двух разных концов шнурка.
  3. Малыш самостоятельно выполняет задание на образце из картона. За правильную шнуровку его следует похвалить.
  4. После неправильной шнуровки ребенок расшнуровывает свой ботинок, а затем по вашему образцу пробует проделать снова всю работу без ошибок.
  5. Если урок усвоен полностью, можно приступить к обучению завязывания бантиков. Покажите, как это делается на образце. Ребенку предстоит научиться всем последовательным действиям от вас. Возможно, придется показать пример развязывания и завязывания несколько раз – до полного усвоения урока малышом.
  6. Ребенок учится шнуровать свою настоящую обувь, завязывая бантики. За каждую удачную попытку – похвала.

Обратите внимание. Необходимо приучать детей к аккуратности и завершенности действий. Пусть они сами убирают мусор, все используемые в игре инструменты и материалы, а рабочую поверхность протирают тряпкой.

Более сложные дидактические игры Монтессори:

  1. Изучение усложненных вариантов шнуровок – малыш пробует самостоятельно освоить незнакомую шнуровку по представленному образцу.
  2. Подготовка и показ шаблонов – матрешки, жирафа, слона, домика. Изучение шнуровки узорами – стилистика «шитья» или «вышивки».

Освоенные навыки дети должны тщательно закрепить с помощью регулярных повторных занятий.

Какие упражнения помогают исправить осанку у ребенка - вы можете узнать из этой статьи

Обучающая игра «Косы»

Игры Монтессори для детей 4-5 лет помогают тренировать концентрацию внимания, развивают моторику пальцев и координацию глаз и конечностей.

Материалы – заготовки из картона. К ним крепятся нитки для плетения. Изготавливаются самостоятельно или покупаются в торговой сети.

Сюжет:

  1. Малыш получает заготовку с волосами.
  2. Наставник показывает на своем образце, как следует заплетать косу.
  3. Малыш заплетает на своей «картонке» косу и получает за это поощрение.
  4. При наличии ошибок, наставник предлагает распустить сою косу, внимательно рассмотреть ваш пример и заново включиться в рабочий процесс.
  5. После того, как задача выполнена на «отлично», покажите, как следует завязывать на косе бантик. По вашему примеру ребенок пробует сделать то же самое.
  6. Если коса получилась, предложите завязать косу бантиком. Продемонстрируйте на своем образце и попросите ребенка выполнить то же самое. Поощрение – похвала.

Приучайте детей после занятий убирать мусор, все пособия, материалы и инструменты, протирать самостоятельно тряпочкой рабочие поверхности.

Усложнение игровых задач:

  1. Плетение большого количества косичек.
  2. Сложный процесс плетения в четыре-пять прядей.

Закрепление навыков – в повторении игры через день, на протяжении недели.

Обучающая игра «Аккуратные ручки»

Задача игры Монтессори 5-6 лет – «шлифование» внимания, мелкой моторики, координирование «работы» глаз и конечностей, обучение стрижке ногтей.

Для проведения игры вам потребуются «картонные» руки, на которых нарисованы ногти.

Этапы:

  • Малыш берет в руки макет из картона.
  • Наставник рассказывает о необходимости регулярного подстригания ногтей, и показывает изображение для наглядного сравнения с пальцами ребенка. Объясняет, что ногти можно подстричь с помощью ножниц.
  • Ребенок слушает важные сведения о соблюдении правил безопасности. Ногти следует стричь не слишком близко к коже. Линия отреза на макете помогает правильно усвоить урок. Демонстрация – на заготовке наставника.
  • Малыш самостоятельно чертит линию отреза на «опытном» картонном образце. Хвалите его за каждое правильное действие.
  • Покажите, как отрезаются ногти с помощью ножниц или щипчиков. Затем ребенок выполняет это действие сам.

После занятия дети должны тщательно убрать за собой. За соблюдение чистоты и гигиены похвалите его.

Перечень более сложных вариантов игры:

  1. Выполнение вышеперечисленных действий при помощи ножниц.
  2. Подстригание ножницами «ногтей» на макете без линий отрезов.

Цветовая раскраска и разработка украшений для ногтей – обязательный вариант для девочек.

Узнать подробнее о методиках раннего развития - вы можете из этой статьи

Развитие сенсорики у детей

С чем проводятся игры по методике Монтессори? Подойдет практически любой канцелярский материал – бумага, картон, краски, карандаши, пластилин и т. д.

Игра на развитие мелкой моторики «Рваная аппликация»

Задача – развить моторику пальцев верхних конечностей, координацию, творческое мышление.

Материал – «разукрашка», бумага разного цвета, журналы.

Этапы игры:

  • Разукрашивание картинок с помощью бумажных клочков – введение в курс дела.
  • Практическое применение (отрывание) цветного клочка и приклеивание к рисункам. Наставник показывает, как это необходимо делать.
  • Самостоятельная творческая работа малыша. По завершению – поощрение.

Конечный этап занятия – уборка материалов и инструментов. Вытирание стола.

Другие варианты:

  1. Использование мятых шариков из бумаги. Материал следует мять и делать из него шарики для приклеивания. Задание для ребенка – сделать объемное изображение овечки.
  2. Использование бумажных полосок. Их необходимо скатать «в улитку», а затем приклеить.

Примечание. Бумажные орнаменты красиво смотрятся. Такие виды занятий помогают детям максимально развивать сой творческий потенциал.

Игра на внимательность «Веселый садовод»

Дидактическая игра по методике Монтессори развивает моторику, зрительную память и внимание.

Используемые материалы – яблоки, груши или апельсины одного сорта.

Сюжетная линия:

  1. Ребенок видит разложенные на столе десять яблок одного сорта. Они схожи между собой, но имеют незначительные различия.
  2. Наставник на примере одного яблока демонстрирует конкретные отличия – пятнышко, окрас, форма и т. д.
  3. Малыш делает то же самое с другим яблоком – озвучивает конкретные отличия.
  4. Наставник перемешивает все яблоки и предлагает ребенку найти среди них найти то, которое он словесно описывал.

По окончанию занятия – уборка от мусора и пособий. Малыш должен протереть стол и проверить, все ли вещи разложены по местам. Для усиления эффекта в игре могу участвовать все члены семьи.

Усложненная игра:

  1. Использовать несколько десятков фруктов.
  2. Играть с более мелкими образцами – орехами, сливами, крыжовником.

Игру можно использовать в индивидуальном порядке или для небольшой группы детей.

Семейная игра «Букет для мамы»

Занятие развивает моторику пальцев, сенсорные способности, память и внимание.

Используются цветы из сада или полевые цветы. Необходима для занятия также ваза и вода.

Как играть:

  • Разложить на ровной поверхности цветы.
  • Налить в вазу воду до определенного уровня.
  • Показать детям, как обрезать нижние листья и кусочки стеблей, выравнивать по длине все цветы.
  • Распределить цветочки цветы по одному.
  • Продемонстрировать, как дарятся цветы с пожеланиями добра и счастья.
  • Подарите свой букет ребенку, сказав добрые пожелания в его адрес.
  • Ему необходимо повторить за вами весь ритуал дарения.

Взаимодействуйте с малышами так, чтобы они учились сами замечать свои ошибки и исправлять их. После занятия – наведение порядка и расстановка букетов по комнатам дома.

Игра, развивающая сенсорику – «Чудесный мешок»

Задача – развивать мелкую моторику пальцев, сенсорику, тактильную память, координацию внимания.

Для занятия подготовьте плотный мешок, различные мелкие предметы, игрушки, канцелярские принадлежности и т. д.

Как играть:

  1. Сложите в тканевый мешок самые различные предметы из дерева, пластмассы и стекла – фигурки, флакончики, камешки, игрушечки.
  2. Ребенок должен рукой найти один из предметов, ощупать его и рассказать – что это, как выглядит, из какого материалам сделан.
  3. Правильность или ошибочность суждения проверяется после того, как предмет вынимается из мешка.

Игра рассчитана на участие всей семьи – по очереди. Родители учат на практике, как следует точно, емко и красочно описывать словами предметы.

Игра для развития зрительного восприятия «Простые паззлы»

Цель – развитие моторики, концентрации, памяти и внимания.

Используется прикладной материал – открытки и ножницы.

Построение игры:

  • Разложить на ровной поверхности открытки. Ребенку следует выбрать одну из них.
  • После этого он должен рассмотреть эту открытку и запомнить то, что видит на ней.
  • Разрежьте картинку на пять-десять частей и перемешайте их.
  • Ребенок складывает кусочки в цельную картину.
  • Для усложнения задания, разрежьте открытку большее количество частей – многоугольников.

Начинать игру следует из более простых вариантов, постепенно усложняя задания. Разрезанные картинки храните в отдельных конвертах – для повторного их собирания. Игры такого вида хорошо развивают мышление и зрительную память.

По окончанию занятия ребенок должен самостоятельно собрать весь дидактический материал по конвертам, сложить их в отведенном месте, убрать мусор и протереть стол тряпочкой.

Что нужно в детский сад - вы можете из этой статьи

Как играть в игры по Монтессори

Главным принципом этой системы следует считать обучение детей самостоятельности. Чем больше ребенок свободен в своих действиях и поступках, тем выше потенциал развития. Творчество и результативность проявляется лишь в «открытом» социуме, где запретов минимум и максимум ответственности за свои действия.

Игра – это всего лишь благоприятная возможность для оптимального проявления индивидуальных способностей малышей.

Самостоятельность во время игры и после нее – катализатор активного отношения к жизни. И это все на фоне постоянного обучения порядку, аккуратности, целесообразности. Меньше мусора – меньше ресурсных затрат на убирание рабочего/учебного места. Образовательный и воспитательный процесс – две стороны одной медали.

Некоторые специалисты относят методику Монтессори к альтернативному образованию. Но, существует ли у игры вообще альтернатива? Можно долго спорить на эту тему, однако речь может идти лишь о правильном выборе конкретной игры, ее положительных или негативных сторонах для вашего малыша.

Результативность определяется практикой, а она в системе Монтессори очень высокая. И это факт, который отрицать бессмысленно.

Рабочее, игровое место – важный аспект методики Монтессори

Малыши проводят в игре много времени. Поиск удобного, комфортного формата детской мебели – далеко не праздный вопрос для большинства родителей. Специалисты единодушно сходятся во мнении, что «растущие стулья» с набором настроек идеально решают проблему игрового пространства. Это разумная экономия времени и ресурсов и забота о здоровье детей.

Вернуться к списку публикаций

КОММЕНТАРИИ 0
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Здесь еще никто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!

Нажимая на кнопку «Отправить» вы принимаете условия Публичной оферты.

Заказ в один клик
С помощью уведомлений о заказе можно не только получать актуальную информацию по заказу, но и иметь быстрый канал связи с магазином