Классная детская мебель. Напрямую от производителя. Срок службы 10 лет. Продукт сертифицирован. Доставка по РФ и СНГ

Заказать звонок

Система Монтессори

22 Июля 2021

Монтессори – это особая авторская методика занятий с детьми, разработанная известным итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори и названная ее именем. Систему называют настоящим прорывом в сфере педагогики.

История появления педагогической системы. Кто такая Монтессори?

Идеи первой в Италии женщины-врача легли в основу успешной системы развития детей разных возрастов.

Мария Монтессори занимала должность ассистента врача клиники психиатрии, где находились маленькие пациенты – умственно отсталые дети. Ими никто не занимался, они были полностью предоставлены себе и одиноки. Врач и педагог Мария начала приносить детям игрушки и различные предметы – бусинки, лоскутки тканей, коробочки и пр. Через время она заметила, что поведение детей кардинально изменилось. Они стали более активными и живыми, начали проявлять интерес к жизни. 

Каждодневные длительные наблюдения за маленькими пациентами, имеющими определенные проблемы в развитии, послужили фундаментом для создания одной из самых известных и популярных педагогических методик в мире. Позже методика была адаптирована и для обычных детей. Ее используют и по сей день.

Что подарить ребенку на первый день рождения - вы можете узнать из этой статьи

В чем суть педагогики Монтессори

Для детей создается подходящая развивающая среда. Они сами выбирают – как, чем и сколько времени играть. Учатся пользоваться предметами, получают необходимые знания, совершенствуют навыки.

  1. Каждый малыш развивается в соответствии своими индивидуальными особенностями, естественными интересами и предпочтениями. Для этого он использует самостоятельно полученный опыт, а не навязанный ему взрослыми.
  2. При грамотно организованной среде любой ребенок способен максимально раскрыть потенциал развития, заложенный природой.
  3. Взрослые люди вполне могут стать внимательными и мудрыми проводниками и наставниками. Но они не единственный и не определяющий источник получения знаний и приобретения навыков, требуемых для полноценного развития и реализация ребенка в социуме.

Подход

Существует несколько важных критериев, без которых нормальное развитие детей невозможно:

  • Создание специально организованной среды.
  • Нахождение в постоянном свободном доступе дидактического материала, соответствующего возрасту.
  • Самостоятельный и свободный выбор ребенком занятий и степени активности, то есть определяющая и ведущая позиция детей.
  • Упор на уважительное и внимательное отношение к детям со стороны взрослых.
  • Учет индивидуальных предпочтений и потребностей ребенка.

Кредо системы: «Пожалуйста, помоги мне это осуществить самому».

Как выбрать стол для первоклассника - вы можете узнать из этой статьи

Монтессори методика раннего развития. Основные принципы и методы

Педагогом обозначено пять ведущих позиций:

  1. Отказ от традиционной строгой классно-урочной системы. Отсутствие запрета на свободное перемещение детей в пространстве классной комнаты.
  2. Отказ от единых программ и обязательного учебного плана для всех обучающихся. Поиски индивидуального подхода к каждому воспитаннику в соответствии с его особенностями.
  3. Прохождение занятий в разновозрастных группах.
  4. Наличие подготовленной среды для любых сессий, разнообразный и упорядоченный дидактический материал для обучения.
  5. Следование за интересами детей, наблюдение за их занятиями и дозированное включение в их самостоятельную работу.

Что такое сенситивные периоды? Их много?

Когда Мария была назначена директором Ортофренического института, она создала специальную школу на базе учреждения. Здесь также велась подготовка преподавателей для работы с особенными пациентами. Поразительно, но эксперимент оказался успешным – часть ее учеников смогла сдать экзамены уровня обычной общеобразовательной школы для здоровых детей.

Затем Монтессори адаптировала свою методику для обычных детей и занялась организацией детсада для воспитанников в возрасте 3-7 лет. Это был первый проект, в котором на практике использовались и получили новое развитие созданные Марией методики. В это же время были открыты так называемые сенситивные периоды.

Сенситивный период – возраст, когда дети способны легко и естественно осваивать новую информацию.

Если период упущен или не пришел, ребенок испытывает трудности. Ему тяжело и не интересно.

Таких периодов было выделено шесть.

1. От рождения и до трех лет. Этап восприятия порядка

Двух летний малыш проще и быстрее усваивает навыки личной гигиены и охотно делает уборку за собой. Он охотнее участвует в наведении порядка дома, моет посуду и т.д.

2. От года до 4 лет. Этап развития движений и действий

В это время малыш стремится к активному движению. Наступает самое время играть на детских площадках, прыгать, бегать, лазить по лестницам и пр. Укрепляются мышцы, развивается лестниц, координация движений, вырабатывается ловкость и сила. 

3. С рождения до 5,5 лет. Этап сенсорного развития

Период изучения звуков, запахов, цвета, фактуры, формы, размеров. Растягивается на несколько лет.

4. От полутора до 5,5 лет. Этап восприятия небольших предметов

В это время следует развивать мелкую моторику, перебирая бусинки, горошины, собирать паззлы, нанизывать предметы на нитку.

5. С рождения до 6 лет. Этап развития речи

Речь у ребенка развивается до шести лет. Совсем не обязательно разговаривать в год или два. Помогают обучению специальные картинки, карточки, книжки. Воспитатель и родитель аккуратно направляет ребенка.

6. От 2,5 до 6 лет. Этап формирования социальных навыков

Следует разъяснять правила поведения в обществе. Но насильно заставлять детей, например, здороваться – не стоит.

Почему у детей появляется сколиоз, и как его избежать - вы можете узнать из этой статьи

Монтессори – что это за методика? Цели занятий по возрастам

В таблице указаны группы детей по возрастам и сформулирована основная задача, стоящая перед воспитателями. 

Возраст

Цель обучения

Используемые приемы и формат обучения

С момента рождения до достижения ребенком трехлетнего возраста

  1. Укрепить степень доверия к окружающему пространству, создать предпосылки для уверенности в себе.
  2. Развить координацию и мелкую моторику рук.
  3. Развить речь.
  4. Получить независимость благодаря навыкам (освоение некоторых необходимых для этого возраста бытовых действий).
  1. Обучение личной гигиене.
  2. Занятия гимнастикой, ходьбой и бегом, прыжки (крупная моторика).
  3. Умение управляться с различными предметами, столовыми приборами, простыми инструментами, перемещение вещей с места на место, хватание и пр. (мелкая моторика).
  4. Приемы для развития внимания, концентрации, памяти, сосредоточенности, мышления, анализа на основе личного опыта.
  5. Освоение речи (отдельные звуки, знание названий предметов и вещей, понимание разницы между различными частями речи).

3-6 лет

  1. Приобрести самостоятельность.
  2. Полноценное социальное общение со сверстниками, взрослыми и детьми более старшего возраста.
  3. Развить и усовершенствовать сенсорное восприятие.
  4. Создать базу для научного мышления.
  5. Ознакомить со счетом.
  6. Дать первые навыки грамоты.
  7. Развить творческие способности.
  8. Создать предпосылки для самовыражения.
  1. Совершенствование бытовых навыков, посильное участие в сервировке стола, самостоятельное одевание, несложная уборка, обучение правилам этикета.
  2. Изучение разной текстуры и формы предметов, запахов, оттенков цвета и пр. (сенсорное развитие). 
  3. Совершенствование речи, чтение и письмо с использованием специального дидактического материала по системе Монтессори.
  4. Обучение счету и цифрам.

6-12 лет

  1. Развивать интеллектуальные способности.
  2. Дать первичные знания об устройстве мира.
  3. Развить чувство уверенности в себе, независимости от чужого мнения, фантазию и воображение.
  4. Дать основы социального мироустройства.
  5. Показать роль отдельной личности в социуме.
  1. Первое знакомство с опытом, накопленным людьми на протяжении развития человечества.
  2. Приобретение специализированных знаний  (изучение Вселенной, природы, языки, точные науки и пр.)

От двенадцати до пятнадцати лет

  1. Ознакомить с экономическими взаимосвязями на практике.
  2. Показать роль личности в различных группах. Помочь приобрести осознание своего «я».
  3. Применять на практике полученные научные знания.
  4. Совершенствовать способности к самовыражению.

Методики от автора нет. Последователи самостоятельно предлагают образовательные планы.

Система Монтессори – что это такое? Что такое обучение дает детям?

Практика показала, что дети, которые занимались по данной системе, более адаптивны и лучше усваивают знания. Они достигают хороших результатов в школе. Главное условие успеха – начало занятий в самом раннем возрасте.

Преимущества системы

  1. Обучение идет легко и быстро.
  2. «Обязаловка» отсутствует.
  3. Нет соревновательного духа и сравнивания детей друг с другом.
  4. Детям весело, они проявляют инициативу и любознательность.
  5. Быстро формируются бытовые навыки, уважение к потребностям других людей, умение организовывать личное время.

Монтессори методика раннего развития. Минусы

Как и любая педагогическая методика система имеет ряд минусов, это:

  1. Узкая направленность (развитие только интеллектуальных и практических навыков).
  2. Отсутствие зоны для творческих занятий.
  3. Нет активных и ролевых игр.
  4. Трудности с дисциплиной в обычных детских садах и школах, сложности в выполнении совместных задач.
  5. Восприятие педагога как друга и помощника, а не авторитетного учителя.
  6. Дети умеют договориться между собой, но не играют в ролевую игру из-за привычки к индивидуальным занятиям.
  7. Дороговизна специальных пособий для занятий.

Кому подойдет система Монтессори

Тем, кто заинтересован в индивидуальном подходе к ребенку и готов предоставить ему больше свободы самовыражения.

Кому это не подходит?

Неусидчивым, подвижным и любящим активное общение, а также чрезмерно стеснительным детям, так как недостаток общения и упор на индивидуальные занятия нередко усугубляют проблемы.

При желании углубленно заниматься творчеством стоит подумать о дополнительных занятиях в другой среде.

Также, советуем ознакомиться рейтингом стульчиков для кормления по этой ссылке

Как сделать развивающую среду для ребенка?

На самом деле, все очень просто. Нужно создать классическую игровую комнату с несколькими зонами и не вмешиваться в самостоятельную игру ребенка. Обязательно необходимо позаботиться о наличии «растущего» стула с набором настроек и башнях помощника.

Где этому учат?

Сейчас подобные частные детские учреждения есть почти в каждом населенном пункте. При этом туда часто берут детей, начиная уже с двухлетнего возраста.

Детский сад Монтессори. Чего следует ожидать от занятий по известной методике

Все Монтессори-комнаты имеют зоны, каждая из которых оснащена развивающими предметами и дидактическими играми. Благодаря системе можно создать все условия для всестороннего и полноценного обучения ребенка – от самого рождения до школьного возраста. Приемы, используемые в методике, зависят от возраста детей.

Где узнать про систему Монтессори больше?

Подробно о системе можно узнать на сайте «Монтессори.дети» и открыв YouTube-канал. Популярный журнал Science размещал материалы, касающиеся эффективности метода.

Резюме

Методика имеет свои существенные плюсы. Это доступная среда для развития и полная свобода выбора. Ребенок обучается в комфортном для него темпе, который выбирает сам, не соревнуется с другими детьми и не испытывает стресса. Взрослый играет второстепенную роль, не навязывая детям свое видение ситуации.

Недостатки системы – изолированность от традиционных образовательных методик, возможные трудности при коллективном обучении. Минусы легко можно устранить современным грамотным подходом к системе. 

Вернуться к списку публикаций

КОММЕНТАРИИ 0
ДРУГИЕ СТАТЬИ
Здесь еще никто не оставлял комментарии. Вы можете быть первым!

Нажимая на кнопку «Отправить» вы принимаете условия Публичной оферты.

Заказ в один клик
С помощью уведомлений о заказе можно не только получать актуальную информацию по заказу, но и иметь быстрый канал связи с магазином